Октябрина Агичева, 74 года. Представительница ненецкого народа. Родилась в октябре 1949 года в трюме парохода прямо на реке Пур. Имя девочке дали в честь месяца рождения.

Родители отдали Октябрину на воспитание бабушке и дедушке, вместе с ними она до 9 лет жила в стойбище на берегу реки Чатылькы. Затем уехала учиться в школу-интернат в Харампур. По окончании 6 класса девочке пришлось вернуться – после смерти деда бабушке нужно было помогать вести хозяйство.

Замуж Октябрину выдали за селькупа – по договоренности между старшими, для того, чтобы породнить разные семьи. А через 12 лет муж погиб – утонул в реке. После этого Октябрина Кытымовна переехала жить в Тарко-Сале. Второй раз вышла замуж. Работала на рыбзаводе приемщицей, затем была избрана депутатом Тюменского областного совета народных депутатов.

Спустя несколько лет Октябрина Агичева выучилась на мастера декоративно-прикладного творчества и начала работать педагогом дополнительного образования в школе-интернате Тарко-Сале, обучала девочек рукоделию, ставила спектакли, пела.

Воспитала пятерых детей. В Ноябрьск переехала чуть больше года назад, здесь живут две ее дочери. Сейчас Октябрина Кытымовна на пенсии, время от времени ее приглашают для проведения
мастер-классов в этнографическом комплексе «НУМ». Она делится с подрастающим поколением своими знаниями об истории и культуре ненцев.

Какие знания передали Вам дедушка и бабушка?
Дед мой был очень справедливым, добрым и спокойным человеком. За эти качества его очень уважали люди. Он дорожил своим словом, и даже его дети, после его смерти, не осмеливались дедушкино слово нарушить. Так было, например, с моим замужеством – дед когда-то слово дал выдать меня за селькупа, а когда сваты приехали, его в живых уже не было. Но дядя слово сдержал и мне сказал: «Мой отец когда-то дал слово селькупу, что породнятся селькупы и ненцы, мы через это слово переступить не можем, по ненецким законам человек своим словом должен дорожить».

А еще дедушка научил меня бережно относиться к природе. Вот мы ходили с ним в лес за корнями кедра, которые использовали для плетения, он с одного дерева никогда не брал больше 2-3 корней. Знал, что такое количество не нанесет вреда. И меня воспитали так: бери у природы только то, что тебе жизненно необходимо, не бери лишнего, не наноси вреда.

А бабушка моя всегда учила меня быть доброй и справедливой. Не отвечать на злость или подлость от другого человека. Говорила, что женщина в семье должна все уметь делать по дому, мужу помогать, чтобы благосостояние семьи росло, чтобы число оленей увеличивалось. Ну, и, конечно же, рукодельницей быть.


01
А рукоделию Вас тоже бабушка научила?
02
Мы знаем, что уже во взрослом возрасте вы крестились и приняли православие. Сохранились ли в вашей жизни какие-то ненецкие обычаи или обряды? Или есть приметы, которые Вы соблюдаете до сих пор?
Я уже давно живу в городе, но посетителям «НУМа» и участникам мастер-классов иногда рассказываю о некоторых интересных обрядах и приметах, которые принято соблюдать у ненцев. Каждый месяц женщинам нужно было проводить обряд очищения. Он нужен, чтобы избавить от негатива и неприятностей себя и членов своей семьи. Для обряда нужны были угли и несколько кусочков шкуры выдры. Их бросали на угли и нужно было быстро, пока идет дым, пройти через этот дым и мужу, и детям, обойти вокруг печки, а затем подсунуть эти уголечки в постель, в нарты я тоже один такой уголечек прятала.

У большинства наших женщин был в жилище деревянный идол. У моей бабушки такой был, его почитали как святыню. Его делал и заговаривал шаман, считалось, что такой идол помогает справляться с трудностями. У него просили помощи при болезнях, во время родов.

Дедушка и бабушка очень почитали гусей, говорили, что это святые птицы. Когда весной и осенью они пролетали над нами вереницами, бабушка на ночь всегда наполняла водой все кастрюли, ведра и чайники. Говорила, что это для птиц перелетных, что они устают и пить хотят. А если их не напоить, они огорчатся, и у семьи могут начаться неприятности. Осенью, когда птицы улетали, к ним обращались с просьбой, чтоб к весне, к их возвращению, у всех все было в порядке: чтобы чум стоял, чтобы все родные были живы и здоровы.

А еще мои дедушка и бабушка с особым трепетом относились к березе. Она у нас считалась священным деревом, деревом небесного Бога. Березовые почки были как талисманы, их брали с собой на важные дела, на охоту. А если у берез, для каких-либо нужд, нужно было срубить ветку, то после этого на дерево обязательно привязывали белую тряпочку.


03
Неночки, мы такие, что нас не нужно долго обучать, объяснять. Одно-два слова мама или бабушка сказала, один раз показала, и ты уже запоминаешь и делаешь потом самостоятельно. Бабушка объясняла мне, как сшить ягушку, как раскладывать сукно, вырезать ткани. Чтоб было все красиво и чтоб экономно расходовать материал. Показывала различные орнаменты, как их рисовать, какие цвета использовать. Кстати, самый известный, наверное, орнамент, который все называют
«оленьи рога», он у нас назывался «ветка березки».

В тяжелые времена рукоделие помогало зарабатывать на жизнь и поднимать детей, я на заказ шила бурки, шапки – мужские и женские. Дорого никогда не брала, так бабушка учила. Бог дает нам умения, он с нас за это денег не берет, и мы не должны злоупотреблять этим. Но иногда заказчику изделие особенно сильно нравилось, и он мне премию давал.

Я обучила рукоделию и своих детей. У меня было специальное расписание: когда они в школу идут, когда приходят, когда отдыхают, домашние задания делают. И всегда, каждый день, мы находили час или два для рукоделия. Мы с ними шили вручную, орнаменты рисовали, украшения делали из бисера.


Вы очень любите петь и часто поете во время своих мастер-классов. При этом, не разрешаете Вас перебивать и останавливать. Почему?
Достаточно часто, когда меня приглашают на выступления, мне говорят, что нужно спеть небольшой отрывок, или маленькую песню. А по нашим обычаям, так делать нельзя. Песни нужно петь полностью, сказки нельзя рассказывать от одного какого-то эпизода до другого, потому что если ты на полпути перестанешь петь, ты можешь заблудиться там, на том пути, где эта сказка проходит.

У меня бабушка была сказочница, папа и дядя тоже, вот от них я эти сказки и знаю. У нас у каждой сказки, у каждой легенды своя мелодия. И меня всегда учили: не искажай и не сокращай!

Я почти всегда пою - очень люблю петь. Вот шью, например, или бисер делаю, все время пою. С вами сейчас разговариваю, мне тоже запеть хочется. А сейчас у ненцев уже мало кто поет, поэтому мои легенды и сохранились.

У меня даже диск есть, мне помогли несколько песен записать, чтобы сохранить их. Я с этой просьбой обращалась к губернатору, он помог, мне в Центре Национальных культур в Тарко-Сале диск записали.

04
Говорят ли Ваши дети на ненецком языке?
Раньше говорили. А после переезда в Тарко-Сале возможности разговаривать на родном языке стало меньше. Мой второй муж ненецкий язык не понимал, так мы в семье стали все по-русски общаться.

Меня очень волнует, что сейчас даже в тундре в чумах стали по-русски говорить. Я хочу создать русско-ненецкий словарь лесного диалекта ненцев Пуровского района. У Салехардских ненцев диалект немного другой, быстрый, а мы медленно говорим. И когда встречаемся, порой даже друг друга не понимаем.

Сделать такой словарь - очень трудно для меня, наверное, нужно лет пять. Сложность в наборе текста - клавиатуры с такими буквами нет, нужно каждую буковку отдельно ставить. У нас же «Н» с хвостиком, «Л» - с хвостиком, у «Ы» - две точки сверху. У меня даже ноутбук есть, печатать немного умею, но вот искать все эти буквы, чтоб они были написаны правильно, - это очень сложно. Вот бы кто-то лично для меня сделал русско-ненецкую клавиатуру, вот об этом мечтаю.



05
Октябрина Кытымовна, о чем еще мечтаете сейчас?
06
Все мы, коренные, очень любим природу. Знаете, чем мне понравился Ноябрьск? Здесь куда ни глянь - везде деревья, везде лесочки. Летом, когда листья распускаются, даже соседних домов иногда не видно, можно под деревцами посидеть на лавочке, птиц послушать.

Но все равно, я хотела бы со временем вернуться туда, где прошло мое детство - на берег реки Чатылькы. Я детям говорю - свой материнский долг я выполнила, всех вас вырастила, уже стала прабабушкой, очень радуюсь своей долгой и счастливой жизни. Но хочу уехать в родные места, чум поставить. У меня даже все для чума собрано: брезенты, сукно, печки. У меня там родственников много, племянники живут, помогут, если что. Правда, по земле дороги туда нет - только вертолетом. Надеюсь, все получится, буду там жить, где корни наши, в тишине и покое.


55 лет, сотрудница
природно-этнографического
комплекса «НУМ».
30 лет, актриса и певица.
ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/
Проект реализован при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть»

Руководитель проекта - Елена Фоменко
Дизайнер, арт-директор - София Компанейцева

Сбор информации, редактура, информационная поддержка - Елена Фоменко, София Компанейцева, Оксана Гончарова, Евгения Ситникова,
Оксана Каримова, Кирилл Мигель

Организационная поддержка:
Управление культуры МО г.Ноябрьск
Детская школа искусств имени П. И. Чайковского (г. Ноябрьск)
Ноябрьское представительство регионального общественного движения ассоциация коренных малочисленных народов севера «Ямал-Потомкам!» ЯНАО
МБУК "Музейный ресурсный центр"
Природно-этнографический комплекс "НУМ"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website