Первые упоминания о ненцах встречаются ещё в русских летописях конца ХI века н.э.
В них описаны представления этого народа об устройстве мира. Сегодня ненцы – это самый многочисленный из коренных народов Севера. И две трети представителей этого этноса проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Чуть меньше здесь представителей другого кочевого народа – ханты.

Считается, что их предки пришли к низовью Оби с юга и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь они вели традиционные промыслы — рыболовство, охоту и оленеводство. Современный образ ханты сформировался к концу I тысячелетия н.э.,
а само слово «ханты» с любого из известных диалектов переводится как «человек».
Селькупы – последний и самый малочисленный народ Севера, обосновавшийся на Ямале. Впервые данные о селькупах встречаются в письменных источниках XVI века. Они до последнего не хотели уступать свои территории дружинам русских воевод и заслужили прозвище «Пегая Орда».

Помимо охоты и рыбалки, селькупы также занимались земледелием и производством керамики. Но гончарство полностью исчезло уже в XVII веке, а необходимость выращивать продукты отпала с развитием торговли. Каждый из этих народов уникален и самобытен. Но их традиции и культура до сих пор остаются изучены не в полной мере.

Основные черты женщины-северянки – это трудолюбие, знание и уважение своей культуры, владение ремёслами, такими, как шитье и вышивание. В семьях коренных народов Севера женщина занимает подчинённое положение. При выборе супруги основное внимание уделяется здоровью и физической выносливости. Одним из важных качеств женщины-жены является работоспособность.
Как гласит хантыйская пословица «Жену ищи не на празднике, а на работе». Многообразие ролей женщины в обществе подчёркивается даже на языковом уровне. К примеру, у ханты для обозначения женского пола используются две лексемы: «ими» и «нэ».



«Нэ» отражает биологическое начало, способность рождения детей. «Ими» же означает духовное состояние, признаки некой божественности женской природы. Народы Севера полагают, что женщины тесно связаны с миром духов. И с этим связаны ряд особенностей быта северянок. Так, женщине запрещено переступать через вещи, которые принадлежат мужчине, а также соприкасаться со священными предметами и местами в чуме.




Чум можно смело назвать владением женщины. Ведь именно северянки отвечают за его установку, поддержание порядка и домашний очаг. На 30-35 квадратных метрах, запросто могут жить сразу три семьи, а если приезжают гости, то в жилище коренных северян помещаются более 20 человек.

Чум четко делится на зоны, у каждой из них – своя хозяйка. Установка чума начинается с пола. Каждая хозяйка застилает землю досками на своей части жилища, оставляя «нейтральную полосу» шириной в метр.

Сразу за ними обустраивают спальные места. На земле расстилают циновки или ковровые дорожки, а сверху укладывают оленьи шкуры. Вместо подушек – мешки с одеждой. И лишь затем ставят шесты, которые покрывают шкурами и брезентом. Чтобы чум не сносило ветром, его привязывают к нартам, а по низу раскладывают камни. На всю процедуру уходит час.


В чуме действуют свои законы. К примеру, нельзя пересекать нейтральную полосу, причем не только внутри чума, но и за его пределами. Если нужно пройти на территорию соседей, то сделать это можно только рядом со входом в жилище. Участок напротив входа считается священным, и женщине строжайше запрещено бывать здесь.

По традиции место женщины – это участки чума сразу справа или слева от входа. Здесь лежат вещи хозяйки, шкуры для обработки, одежда и т.д.
Далее к шесту привязана колыбель для самого маленького ребенка. Это объяснимо: женщина, занимаясь домашними делами, часто выходит и заходит. Дом для северян – это не только жилая постройка, но и весь обжитой участок леса, тундры или берега реки. Коренные говорят: «наш дом везде, где бываем».
Уклад семейной жизни коренных народов Севера в целом патриархален. Мужчина – глава семьи, а женщина во многих отношениях подчиняется ему. При этом обязанности строго разделены. Такое положение дел помогает избегать ненужных конфликтов. Так, бревенчатый дом строят мужчины, а чум из шестов и шкур воздвигают женщины; рыбу и мясо добывают мужчины, а готовят их женщины; нарты и лыжи мастерят мужчины, а одежду — женщины.

Есть и более тонкие разграничения: например, посуду из бересты делают женщины, а деревянную — мужчины.
Конечно, распределение обязанностей не абсолютно. При необходимости мужчина и сам может приготовить ужин, а среди женщин есть умелые охотницы. В современных семьях мужья помогают жёнам в доставке воды или дров.
Шить одежду и обувь у коренных народов Севера – дело традиционно женское. Ткани, куски кожи, бисер, бусы, а также нити, напёрстки и иглы женщины всегда возят с собой, кочуя с места на место. Им под силу изготовить и нити из крапивы, шерсти или сухожилий оленя, и замшу из шкуры практически любого зверя. Национальная одежда – это своего рода визитная карточка любого народа. Пожалуй, самые известные северные образцы – это малицы и ягушка.

Малица – это традиционная мужская шуба, которая не имеет застёжек и надевается через голову. Шьётся малица мехом вовнутрь, чтобы густой и жёсткий мех оленя лучше согревал в холода. Иногда к ней пришивают капюшон. Как правило, малицы не украшают орнаментом.

А вот ягушка – традиционная женская верхняя одежда – напротив, является распашной и всегда богато украшена различными узорами и бисером. По украшению ягушки мужчины судили, насколько хорошая перед ними рукодельница. Подкладка ягушки всегда делается из меха, а верх либо из оленьей шкуры, но ворсом наружу, либо из прочной ткани – яркого сукна, вельвета и т.д.
Бисером украшали женские халаты, платья, воротники, пояса, обувь и подвязки к ней, рукавицы, головные уборы, сумочки и кисеты, создавали нагрудные украшения. Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, вышивая узорами рубаху или платье, косынки и платки, мужские штаны, рукавицы... Работа могла длиться до двух лет!

Что касается обуви, то на первый взгляд мужская и женская – одинаковы. Однако у неё есть тонкое различие: поперечные полоски спереди у мужчин находятся под коленом, а у женщин чуть выше подъёма.
У каждого узора на одежде есть смысл. И иногда, он выходит за рамки нашего представления о мире. Северяне верят, что орнамент может, к примеру, принести удачу на охоте или уберечь от злых духов.
ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/ ЭВИЕ. КТО ОНА?/
Проект реализован при поддержке программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть»

Руководитель проекта - Елена Фоменко
Дизайнер, арт-директор - София Компанейцева

Сбор информации, редактура, информационная поддержка - Елена Фоменко, София Компанейцева, Оксана Гончарова, Евгения Ситникова,
Оксана Каримова, Кирилл Мигель

Организационная поддержка:
Управление культуры МО г.Ноябрьск
Детская школа искусств имени П. И. Чайковского (г. Ноябрьск)
Ноябрьское представительство регионального общественного движения ассоциация коренных малочисленных народов севера «Ямал-Потомкам!» ЯНАО
МБУК "Музейный ресурсный центр"
Природно-этнографический комплекс "НУМ"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website