Калтащ – вездесущая богиня материнства. Её называют то матерью верховного бога Торума и бабушкой Мир суснэ хума, то женой первого и матерью второго. В любом случае она имеет статус «главной матери». Она же - главная покровительница всех женщин. Но почитают её и мужчины. Калтащ предопределяет жизненный путь, судьбу каждого человека.
Калтащ известна и как Торум эви, с которой связан праздник Вороний день. В образе этой птицы она каждый год приносит на своих крыльях весну. Вместе с тем в облике кукушки она предстаёт как сама Смерть. Ведь жизнь – это круговорот, и находится он во власти Калтащ.
Способность продолжать род можно расценивать как божественное начало каждой женщины, так как она тем самым приводит в мир новую душу. Всё, что связано с появлением детей на свет, держится в секрете от мужчин. В священной песне Калтащ даёт наставление женщинам, чтобы вовремя родов они уходили в специальный дом ай хот и соблюдали все традиционные предписания.
В одном ряду с Калтащ стоит находится Най-Ими – богиня огня. Её принято изображать в виде семиголосой женщины в красном платье. Огонь в религиозных представлениях северян – это посредник между мирами, способ защиты живых от мёртвых и средство очищения от скверны.
Почитание огня в культуре северных народов – явление устойчивое. А олицетворение огня в женском образе – закономерность. Ведь именно в обязанности женщины входит поддержание домашнего очага в чуме. Во время свадебной церемонии женщины-северянки и поныне делают приношения огню, бросая в него кусочки тканей или изображения семи дочерей богини огня, сделанные из обёрнутых в красную ткань берёзовых веток.
Непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. Для задабривания ему приносят жертвы, причём очень часто. Не забывают про огонь и в тех случаях, когда жертвоприношение осуществляется в честь какого-нибудь духа-покровителя на священном месте.
Мув Анки – богиня материнства. В отличие от Калтащ, которая в большей степени отвечает за плодородие, ее задача – помогать тем, кто познал радость рождения детей, растить и воспитывать их. Также Мув Аӈки считается богиней Земли, давшей жизнь семи сыновьям и семи дочерям – покровителям людей.
Богиня-Мать – носительница знания и культурных традиций предков, передающая их своим детям. Это сильная женщина с несгибаемыми характером и волей. Но также она может представать сразу в трех образах. Образ Возлюбленной раскрывает отношения мужчины и женщины. Такой женщине присущи загадочность, таинственность, жертвенность, мистичность. Образу Святой соответствует чистота сердца, возвышенность чувств и помыслов, гуманность. А в образе женщины Земной Мув Аӈки может предстать как дочь, жена, мать, бабушка и т.д. В нем отражаются особенности жизни на Севере, где во главу угла ставятся трудолюбие, выносливость, стойкость, мудрость, способность общаться с духами.
Одной из почитаемых богинь является своенравная дочь Земли и Неба – Казымская богиня Касум Ими, к которой обращаются в каждой молитве. Это богиня-покровитель группы хантов, проживающих на реке Казым – правом притоке Оби. Чаще всего Касум Ими предстаёт в облике утки. В мифе о сотворении земли именно утка ныряет на дно мирового океана и поднимает в своём клюве первый кусочек земли.
В наши дни с именем этой богини связывают другую легенду – о Золотой женщине или Золотой бабе. С начала XX века ходят слухи о существовании статуи Касум Ими из чистого золота, которая спрятана где-то вблизи реки. Но, сколько бы ее ни искали, ничего хорошего из этого не выходит. Мало того, что поиски не приносят никаких результатов. Часто те, кто хочет завладеть этой реликвией таинственным образом исчезают или погибают. Местные говорят – это месть разгневанной богини.
Ханты верят, что как и Калтащ Касум Ими управляет судьбами людей, ведёт их по жизни. При этом, знатоки мифологии коренных северян настоятельно не рекомендуют путать этих двух представительниц Пантеона. По преданию они являются сёстрами.